Четверг, 21.09.2017, 8:58 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Школа-интернат №10 г.Челябинска"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха
В сурдопедагогике отводится особое место обучению устной речи детей с нарушениями слуха как наиболее важному средству общения. Учитывая какую роль играет устная речь для осуществления взаимодействия с окружающими людьми, необходимо, чтобы произношение детей с нарушениями слуха было разборчивым.
Дети с нарушениями слуха овладевают словесной речью и, в частности, устной её формой только в условиях специального обучения, которое строится на основе использования остаточного слуха с привлечением зрительного, тактильного, двигательного анализаторов и широкого применения технических средств (звукоусиливающей аппаратуры, вибраторов, визуальных приборов) и современных информационных технологий (И. Г. Багрова, Л. С. Годин, Т. К. Королевская, Е. П. Кузьмичева, О. Н. Кукушкина и др.).
Современная специальная (коррекционная) школа постоянно находится в поиске новых методов, которые помогли бы сделать учебно-воспитательный и коррекционный процесс более результативным, развивающим и интересным. В качестве одного из средств коррекционной работы по повышению качества произношения глухих учащихся нами широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Использование ИКТ в образовательном процессе, а в частности на индивидуальных занятиях по РСВ и ФПСР, позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, обеспечивать мотивацию учащихся к занятиям и к использованию устной речи, поддерживать работоспособность и продуктивность деятельности на протяжении всего занятия. Кроме того, использование ИКТ хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, позволяя использовать различные упражнения, направленные на развитие психических процессов, навыков самоконтроля над произношением.
Особенности восприятия учащихся с нарушениями слуха требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходит компьютер.
Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал можно представить в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, компьютерная анимация и другие. Применительно к занятиям по РСВ и ФПСР возможности этой программы очень велики, и, в первую очередь, позволяют мотивировать детей с нарушениями слуха к выполнению трудных для них видов деятельности, в частности, правильному произношению звуков, воспроизведению ритмико-интонационной структуры.
Применение наглядности на индивидуальных занятиях по РСВ и ФПСР помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Наглядность выступает как источник информации об объекте познания, как средство усвоения информации об окружающем мире. При помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы ребенка с нарушениями слуха.
Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень развития устной речи детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития
С помощью графического редактора можно создавать различные упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия») памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключение, и т. д.), воображения и других психических процессов.
С помощью этих программ нами создаются мультимедийные презентации к занятиям для автоматизации звуков, работы над ритмико-интонационной структурой речи. На каждый изучаемый звук подобраны профили произношения звуков, картинки для закрепления звуков во всех позициях, для дифференциации сходных по артикуляции звуков, речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. Для учащихся с трудом справляющихся с программными требованиями подбирается более простой речевой материал, задания выполняются с помощью педагога (создаются подсказывающие ситуации, задаются наводящие вопросы и т. п.). При работе над ритмико-интонационной структурой речи задания выполняются по подражанию педагогу, предлагается нотированный речевой материал (с выделенным ударением, орфоэпическими нормами, паузами). Для учащихся, без затруднений овладевающих программой по формированию произношения, используются более сложные задания, речевой материал с более сложными грамматическими конструкциями, более самостоятельные виды деятельности.
С целью совершенствования словесной и устной речи, с помощью ИКТ создаются и проводятся слухо-речевые игры «Что? Где? Когда?», «КВН», «Своя игра», слухо-речевые конференции, «Конкурсы на лучшего чтеца стихов», спектакли, речевые перемены и др.
Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе I вида позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности работы по формированию произношения, организации и проведения внеклассных мероприятий. Мы отметили, что у учащихся повысился познавательный интерес к занятиям, мотивация к использованию устной речи. Дети с большим удовольствием выполняли упражнения.

Список используемой литературы:
1. Бельтюков, В.И. Недостатки произношения слова и их устранение у глухонемых и тугоухих учащихся / В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 1956. - 112с.
2. Зубенко, Н.П. Компьютерный калейдоскоп: использование компьютерных презентаций в начальных классах / Н.П. Зубенко. - Мозырь: Содействие, 2007. - 32 с.
3. Волкова, К.А. Методика обучения глухих произношению / К.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1980. - 111с.
4. Рау, Ф.А., Рау, Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению / Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау. - М.: Учпедгиз МП РСФСР, 1959. - 321с.
5. Рау, Ф. Ф., Слезина, Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1981. - 243с.
6. Слезина, Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников / Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1984. - 267с.
Категория: Мои статьи | Добавил: Радость (12.12.2012) | Автор: Ирина Умка
Просмотров: 975 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
ТЕМП
Дошкольное
Школа

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz