Четверг, 21.09.2017, 8:52 PM
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Школа-интернат №10 г.Челябинска"

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Мои статьи

Экскурсия как средство ознакомления с окружающим миром

ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

 

С.А. Хаустова

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I - II видов №10,

 г. Челябинск, Россия

 

       В статье рассматриваются особенности содержания экскурсионной работы в младших классах школы глухих, показаны пути целенаправленного формирования в процессе внеклассной работы познавательной и речевой деятельности детей.

      Ключевые слова: внеклассная работа, речевая деятельность, экскурсионная работа, окружающий мир, коррекционная направленность, жизненный опыт.

 

      Потеря слуха в раннем возрасте не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Глухие дети, поступившие в школу, не имеют того уровня общего и речевого развития, которым обладают слышащие дети. Прежде чем изучать язык, им необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому обучение языку в школе глухих носит качественно иной характер.

      Одна из задач внеклассной работы – расширение возможностей в освоении общественного опыта. Это особенно важно по отношению к глухим детям, имеющим вследствие дефекта ограниченный опыт социального общения. При ознакомлении с объектами окружающего мира важно раскрыть их существенные характеристики: функциональное назначение; сферу, условия, возможности использования; внутренние и внешние строения; способы организации деятельности; связи и отношения с другими предметами и явлениями. На экскурсии глухие дети не только получают новые знания, но и осваивают специфические формы мышления, нравственные нормы поведения.

      Экскурсии – одна из распространённых форм внеклассной работы с детьми, которая в силу своей наглядности, информативности имеет не маловажное значение в освоении детьми социального опыта, в развитии их познавательной деятельности. Экскурсия способствует не только формированию знаний и представлений об окружающей действительности, но и эмоций, нравственных черт, оказывая воздействие на мировоззрение человека.

      Спецификой любой экскурсии является органичное сочетание показа с рассказом, ведь в её основе всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным пояснением, анализом.

       Экскурсионная работа в силу своей коррекционно – компенсаторной направленности приобретает в обучении и воспитании глухих детей особое значение. Во – первых, глухие дети обучаются в условиях школы – интерната, их социальное общение ограниченно, следовательно, важность специально организованные работы по изучению окружающей действительности, в частности на экскурсиях, возрастают. Во – вторых, в силу особенностей развития мышления у глухих детей младшего школьного возраста, большей в сравнении со слышащими роли наглядно – чувственного мышления, непосредственное общение с окружающим входе экскурсий положительно влияет на усвоение знаний, умственное и речевое развитие этой категории детей.

       Проведение экскурсий в школе глухих позволяет решать следующие образовательные, воспитательные и коррекционно – развивающие задачи:

1.     Обогащение знаний и представление об окружающем мире и развитии элементов диалектико – материалистического мировоззрения глухих детей;

2.     Развитие основных мыслительных операций, способности выделять существенные признаки изучаемых объектов, явлений, устанавливать некоторые причинно – следственные связи, объединять отдельные конкретные знания в систему;

3.     Активизация речевого развития, обогащение словаря;

4.     Развитие осознанного отношения к окружающему и воспитания гражданской позиции и личностных качеств.

        В целях всестороннего развития личности глухого ребёнка необходим комплексный подход к решению названных задач.

        Анализ общей и специальной литературы, школьной практики и мой собственный опыт позволяет выделить следующие виды экскурсий:

1. экскурсии по ознакомлению с ближайшим окружением;

2. по изучению родного края, его природы;

3. трудовой деятельности людей;

4. жизни и истории города, края страны.

        В первом классе – это развитие ориентировки в ближайшем окружении, первичное ознакомление со школой (интернатом), при школьным участкам, улицей, на которой находиться школа, учреждениями культурно – бытового назначения: магазином, парикмахерской, швейной мастерской, а так же посещение строительства дома, библиотеки.

        В дальнейшем познавательный материал расширяется в связи с развитием интересов и возможности детей. Во 2 – 3 классах проводятся экскурсии на рынок, в овощной, промтоварный и другие магазины, в аптеку, на почту, в музеи. В четвёртом классе – тематические экскурсии по памятным местам города, районам, на выставки. На всех годах обучения широко проводятся экскурсии в природу. Предусматриваются экскурсии на производство.

        Рассмотрим детально вопрос о содержании обществоведческих экскурсий, в процессе проведения которых происходят освоения ребёнка общественного опыта.

        В начальных классах школы глухих нужно выделить основные группы тем: «Труд людей», «Учреждения культурно – бытового назначения», «Средства связи и передвижения», «Памятные места города (края)».

         В теме «Труд людей» объектом познания является деятельность людей разных профессий, представителей разных социальных слоёв нашего общества. В начальных классах необходимо более широко осуществлять  профессиональную ориентацию глухих школьников, воспитывать уважение к труду и людям труда.

         Так, при ознакомлении с конкретной профессией необходимо прежде всего назвать саму профессию, сферу её применения, затем выяснить материал, орудия труда, основные орудийные действия взрослых, пользу труда для общества. При этом важно установить зависимость между исходным материалом и полученным продуктом. Другими словами, во время экскурсии глухие учащиеся должны получить ответы на вопросы: кто, где, что, из какого материала, с помощью каких орудий труда, как, для какой цели производит?

         Остановимся на содержании ряда тематических экскурсий. Например, посещение швейной мастерской ( ателье, швейная фабрика ). На первой экскурсии ( 1 – 2-е классы ) надо дать общее представление о данном производстве: как называется, кто работает, какую продукцию выпускает. На последующих экскурсиях ( 3 – 4-е классы ) дети узнают, что модельеры придумывают разные фасоны, закройщики раскраивают ткань, швеи шьют одежду на швейных машинах, механики следят за исправностью машин, ремонтируют их, гладильщицы гладят готовые вещи. Затем рубашки, платья, пальто упаковывают и отправляют на машинах в магазин или отдают заказчику. В дальнейшей работе детей более подробно знакомят с трудом швеи, закройщиков, гладильщиков, так как этот труд вполне доступен глухим в будущем. Детям сообщается, что швея – это название профессии. Швея работает в ателье, на фабрике ( место работы ), она шьет одежду ( цель труда ). Дети определяют, что швее для работы нужны нитки, иголки, швейная машина, ножницы, раскроенные ткани, пуговицы и другие материалы и орудия труда. Специально обращается внимание на последовательность трудовых операций и отношений людей к труду ( швея старается работать красиво и аккуратно, чтобы людям было приятно носить вещи ).

        Задачу этой и подобных экскурсий входят встречи и беседы с людьми. Как правило, глухие школьники проявляют большой интерес производственной деятельности людей, их интересуют и результаты труда, и орудия труда, и отношение к профессии. При целенаправленной подготовке к предстоящей экскурсии они задают много вопросов рабочим.

        К четвертому классу глухие школьники должны получить представления о том, что все предметы и вещи сделаны руками человека на многочисленных предприятиях нашей страны. Возможно, дети не усвоят всей полученной информации сразу, но у них уже будет сформировано представление о коллективном характере труда взрослых, о взаимосвязи разных видов труда. Учитель постепенно подводит глухих учащихся к мысли о том, что любой труд в нашей стране почётен и полезен. Таким образом у детей воспитывается уважение к трудящемуся человеку, создающему материальные и духовные ценности. Экскурсии на производство способствуют формированию глухих детей эмоционально – ценностного опыта.

         Экскурсии в учреждения культурно – бытового назначения по содержанию близко примыкают к теме «Труд людей», но имеют и собственное содержание, важное для понимания общественных явлений. Поэтому ознакомление детей с различными учреждениями можно выделить в темы: «Библиотека», «Магазин», «Почта», «Аптека». «Рынок», «Служба быта».

         Закрепление и обогащение полученных ещё дошкольном отделении знаний и ознакомление с новыми объектами надо проводить в такой системе, чтобы сформировать у глухих детей представление об их общем виде, основных помещениях, назначении и оборудовании, о работающих в этих учреждениях людях, их профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, о взаимосвязи деятельности всех работников предприятия, результатах их труда, об их отношении к своей работе, к людям, которые пользуются этими учреждениями. Выделение этих аспектов позволяет сурдопедагогу подвести учащихся к пониманию главного: данные учреждения помогают людям полнее удовлетворять свои потребности, оказывают помощь в повседневной жизни. Овладевая обобщенными знаниями, глухие школьники пользуются ими в дальнейшем как способом ориентировки в многообразии окружающих предметов.

         Знания, умения и навыки, полученные во время экскурсий активно используются в дальнейшем на уроках  развития речи, предметно – практического обучения, ознакомления с окружающим миром, природоведения.

         В заключении хотелось бы отметить, что экскурсионная работа при правильной её организации позволяет повысить развивающий эффект обучения и воспитания глухих детей младшего школьного возраста.

  

Литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1. Подготовительный, 1 – 7 классы. Учебное издание / Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Носкова Л.П.. -М., Просвещение, 2005, 559с.

2. Речицкая Е.Г., Развитие учащихся в процессе внеклассной работы. Учебно-методическое пособие.- Ленинградский восстановительный центр ВОГ, 1988, 114с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Дьяченко (13.03.2013) | Автор: Хаустова Светлана Александровна
Просмотров: 2429 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
ТЕМП
Дошкольное
Школа

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz